Костенко Ю.И.

Региональная стратегия Израиля: поиск союзников

Региональная стратегия Израиля: поиск союзников

С момента своего возникновения государство Израиль находилось во враждебном окружении и на протяжении всей своей истории сталкивалось с серьезными вызовами и угрозами безопасности. В статье рассматривается выработанная руководством страны “периферийная стратегия” поиска союзников среди неарабских мусульманских и немусульманских государств Ближнего Востока, а также среди неарабских меньшинств в арабских странах региона.

Автор: Костенко Ю.И.

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2017. №2. С.104-116.

Опубликовано: Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2017. №2. С.104–116.

Ключевые слова: периферийная стратегия, “северный треугольник”, “южный треугольник”, региональный союз “Корона”, “доктрина меньшинств”

Юрий Ильич Костенко

доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России.

Накануне образования государства Израиль и в первые годы его существования руководством еврейского ишува (еврейского населения), а затем и государства, были выработаны четыре доктрины: “периферийная стратегия”, “дружба со сверхдержавой”, “массовая эмиграция”, “ядерное сдерживание” [2, с. 17]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. Все они разрабатывались для того, чтобы обеспечить в долгосрочной перспективе безопасное существование Израиля и его выживание во враждебной окружающей среде путем сочетания различных дипломатических, экономических и военных мер. Все доктрины были взаимосвязаны.

В середине 1950-х годов враждебное кольцо арабских государств, арабский национализм Г.А. Насера, антиизраильская риторика некоторых арабских лидеров усилили тревогу в Израиле и потребовали принятия безотлагательных мер. В результате была выработана “периферийная стратегия” — поиск Израилем союзников среди неарабских мусульманских, неарабских и немусульманских государств на Ближнем Востоке, а также среди неарабских меньшинств в арабских странах региона.

Концепция периферийной стратегии оформилась в середине 1950-х гг. Ее разработчиками стали Д. Бен-Гурион и его ближайшие советники, прежде всего основатель Моссада Р. Заславский, поменявший фамилию на Шилоах, и И. Харель, возглавлявший Моссад и ШАБАК. Вывод, к которому израильское руководство пришло после арабо-израильской войны 1948–1949 гг. и Синайской кампании 1956 г., состоял в том, что Израиль должен расширить контакты со странами, расположенными за пределами его враждебного арабского окружения и установить доверительные отношения с государствами и меньшинствами, разделяющими его видение арабской угрозы. Один из руководителей Моссад М. Амит так объяснял необходимость реализации “периферийной стратегии” и ее цели: “У нас есть прямой интерес установить связи с меньшинствами на Ближнем Востоке. Мы должны разрушить представление о том, что являемся инородным телом в (ближневосточном) регионе. Будет хорошо, если мы докажем, что Ближний Восток не является монолитным” [4, с. 165]‎1999, ‏מאיר עמית, ראש בראש, הד ארצי ‎(Амит М. Абсолютно точно. Ор Йехуда: Гед арци, 1999) [Amit M. Absoliutno tochno. Or Iekhuda: Ged artsi, 1999].

Происхождение термина “периферийная стратегия”, введенного, по всей видимости, Р. Шилоахом, не ясно, ни в одном документе не было дано определения “периферии”, не были обозначены ее “размеры”. Возможно, разработчики концепции, прежде всего руководство Моссад, совершенствовали ее постепенно, при этом Израиль рассматривался как центр Ближневосточного региона. В основу израильской трактовки термина “периферия” было положено стратегическое видение стоявших перед страной проблем.

Стратегия кругов

“Периферийная стратегия” известна также под названием “стратегия кругов”. “Периферия” в ее классическом израильском понимании включала три категории, или три круга, партнеров. В первый входили неарабские или немусульманские государства, граничившие с арабскими государствами, конфликтовавшими с Израилем до 1977 г. (год подписания мирного соглашения с Египтом). Второй круг составляли неарабские и немусульманские общины и народы, живущие внутри конфликтовавших с Израилем арабских государств. Третий — образовывали арабские государства на периферии Ближнего Востока, руководство которых полагало, что воинствующий арабский национализм угрожает их устоям, и по тем или иным причинам стремилось к установлению контактов с Израилем.

Отправной точкой “периферийного” мышления является утверждение, что Израиль окружен врагами, которые способны на любые действия в целях его уничтожения. Основой “периферийной” философии служит постулат “враг моего врага — мой друг” или “сосед моего врага — мой друг” [10]‏יואל גוז'נסקי וגליה לינדנשטראוס. תחיית קונספט הפריפרייה במדיניות החוץ ‎2012 ‏יולי ‎,2 ‏גיליון ‎,15 ‏הישראלית? המכון למחקרי ביטחון לאומי, עדכן אסטרטגי, כרך ‎(Гужански Й, Линденштраус Г. Возрождение концепта «периферия» во внешней политике Израиля? // Стратегический вестник. Т. 15, № 2, июль 2012. Тель-Авив: Институт исследования проблем национальной безопасности) [Guzhanski I, Lindenshtraus G. Vozrozhdenie kontsepta "periferiia' vo vneshnei politike Izrailia? // Strategicheskii vestnik, vol. 15, No. 2, July 2012, Tel'-Aviv: Institut issledovaniia problem natsional'noi bezopasnosti].

М. Амит, возглавлявший Моссад в 1963–1968 гг. и вплотную занимавшийся разработкой “периферийной стратегии”, характеризовал ее как “часть мировоззрения, стратегического мышления, направленного на создание настоящего союза со всеми акторами на Ближнем Востоке, которые не являются арабами-мусульманами… Этот вопрос все время подгонял нас налаживать связи с большим числом государств и других действующих в регионе сил, которые не вписываются в его характерную (арабо-мусульманскую) палитру” [5]‎1999, ‏מאיר עמית, הקדמה לספרו של אליעזר (גייזי) צפריר, אנא כורדי, הד ארצי ‎(Амит М. Предисловие // Цафрир Э. “Я курд”. Ор Йехуда: Гед Арци, 1999) [Amit M. Predislovie // Tsafrir E. "Ia kurd”. Or Iekhuda: Ged Artsi, 1999].

“Периферийная стратегия” уходит своими корнями в “доктрину меньшинств”, разработанную еще во времена ишува политическим отделом Еврейского агентства под руководством М. Шарета [2, с. 172]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].

Поиск региональной стратегии

Активизация руководством еврейского ишува поиска региональной стратегии противодействия нараставшему в Палестине арабскому национализму пришлась на годы Первой мировой войны. В то время в Палестине наблюдалось столкновение еврейского национализма — в лице сионистского движения и арабского — в форме палестинского национально-освободительного движения. Оба движения стремились к формированию государства. К 1920 г. стало ясно, что “сотрудничество” между сионизмом и арабским национализмом невозможно. Арабский национализм стал силой, которую нельзя было не учитывать, и сионистское руководство приступило к выработке политики в отношении арабов и мусульманского мира, в целом. В 1919–1948 гг. использовались различные стратегии и тактики, чтобы погасить волну арабского национализма и помешать палестинцам в создании собственного государства. Идеология и цели арабского национализма стали рассматриваться сионистским руководством в качестве серьезных угроз еврейскому национализму.

По словам бывшего руководителя Моссад Э. Халеви, еще предки нынешних евреев пытались развивать “региональную и державно ориентированную стратегию” [2, с. 28]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. Во времена пророков они обращали свои взоры в сторону Вавилона и Египта. В годы Первой мировой войны, под влиянием агентов НИЛИ (Нецах Исраэль ло иешаккер — “Вечность Израиля не обманет”) — еврейской шпионской сети в Палестине, произошла переориентация с Османской империи на Великобританию [2]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].

Еще до создания государства Израиль, в 1920–1930 гг., лидеры еврейского ишува в Палестине стремились установить связи со средиземноморскими арабскими меньшинствами. В то время еще не существовало “периферийной стратегии”, но устанавливались контакты с любыми арабами, независимо от их религиозной принадлежности, которые были готовы договариваться с ишувом. Соглашение “Вейцман-Фейсал”, заключенное в 1919 г., стало самым заметным результатом этого поиска налаживания отношений [20, p. 14]Schulze K.E. Israel’s Covert Diplomacy in Lebanon. L.: MacMillan, 1998.

Со временем поиск евреями контактов развился в политику установления связей с арабскими мусульманскими и немусульманскими меньшинствами. В Ливане христиане зачастую сами стремились к расширению контактов с приезжавшими туда лидерами ишува: “Маронитское духовенство нашло представителей Еврейского агентства и предложило им идею союза меньшинств” [20]Schulze K.E. Israel’s Covert Diplomacy in Lebanon. L.: MacMillan, 1998. И. Бен-Иегуда, сын Э. Бен-Иегуды, создавшего современный иврит, еще в 1924 г. поднимал в еврейской прессе вопрос о возможности сотрудничества между христианским Ливаном и еврейской Палестиной [11]‎2000 ‏במרס ‎8 ,6 '‏אורי דרומי, הארץ/ספרים עמ ‎(Дароми У. Гаарец // Книги, 08.03.2000) [Daromi U. Haaretz // Knigi, 08.03.2000].

Развитие контактов с меньшинствами региона было одним из способов противодействия небольшого еврейского ишува, который сам являлся меньшинством, растущему арабскому сопротивлению сионистским планам создания еврейского государства. Постепенно связи с меньшинствами расширялись в военной, экономической, культурной и дипломатической сферах.

Поиск потенциальных союзников занимал важное место в деятельности Еврейского агентства (Сохнут), в котором существовал политический отдел, разрабатывавший “доктрину меньшинств”. В 1930-е гг. он был укомплектован специалистами по арабским вопросам, которые со временем стали видными дипломатами и государственными деятелями. Среди них были Э. Сасон, установивший и поддерживавший тайные контакты со многими ключевыми фигурами арабского мира, и Р. Шилоах. Эти люди понимали, какую пользу может принести сотрудничество с неарабскими, немусульманскими и несуннитскими меньшинствами региона, у которых были веские причины опасаться роста арабского национализма, распространявшегося и в странах Средиземноморья. Связи с дружественными меньшинствами могли стать, по мнению экспертов политического отдела Сохнута, источником получения разведывательной информации о настроениях в арабском мире. Поэтому Еврейское агентство устремило свои взоры на север, в сторону друзов в районе Кармеля и Галилеи, которые с симпатией отнеслись к сионистской идее, и в сторону Сирии и Ливана, где французы предоставили автономию друзским, маронитским, греко-православным и шиитским общинам [12, с. 263]‏משה יגר, תולדות המחלקה המדינית של הסוכנות היהודית, ההוצאה לאור של‎ ‏ההסתדרות הציונית העולמית ‎2011 (Егар М. История политического отдела Еврейского агентства. Иерусалим: Издательство ВСО, 2011) [Egar M. Istoriia politicheskogo otdela Evreiskogo agentstva. Ierusalim: Izdatel'stvo VSO, 2011].

Израильский исследователь М. Егар опровергает распространенное утверждение о том, что руководство сионистского движения не занималось вопросами взаимоотношений с арабами. Он пишет:

«Поиск решения конфликта между арабами и сионистами и последовательный упрямый отказ арабов признать право евреев на “возвращение в Сион”, равно как и отказ в признании любых других прав евреев в Палестине, — все эти вопросы постоянно занимали руководство сионистского движения. Обвинявшие сионистское движение в предании забвению арабского вопроса утверждали не то, что этот вопрос игнорировался сионистским движением, а то, что руководство сионистского движения отказывалось принимать условия, выдвигавшиеся арабами» [12, с. 37]‏משה יגר, תולדות המחלקה המדינית של הסוכנות היהודית, ההוצאה לאור של‎ ‏ההסתדרות הציונית העולמית ‎2011 (Егар М. История политического отдела Еврейского агентства. Иерусалим: Издательство ВСО, 2011) [Egar M. Istoriia politicheskogo otdela Evreiskogo agentstva. Ierusalim: Izdatel'stvo VSO, 2011].

Эмиссары политического отдела Сохнута часто наведывались из Иерусалима в Дамаск и Бейрут. На проводившихся там встречах выдвигались идеи создания “буферных государств”, или друзских и христианских анклавов к северу от будущего Государства Израиль. Исходили они из того, что политические образования меньшинств защитят Израиль от суннитского национализма и арабской враждебности.

В разное время у руководителей ишува и Израиля были планы собрать и поселить всех друзов в Джабаль аль-Друз — традиционном месте расселения друзов на юге Сирии. На определенном этапе сионистское руководство всерьез рассматривало план, согласно которому оно собиралось выкупить друзские поселения в Галилее и осуществить трансфер их жителей в Джабаль аль-Друз, используя финансовые стимулы [2, с. 75]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].

В ишуве сложилось мнение, что для будущего еврейского государства будет полезно предоставление автономии или независимости неарабским и немусульманским народам, так как это вынудило бы суннитское арабское большинство согласиться на самоопределение евреев. Со временем контакты с меньшинствами породили множество планов, предлагавшихся евреями, по разделу Сирии и Ливана по этническому признаку.

Оригинальная концепция периферии изначально включала неарабские и немусульманские государства региона — Иран, Турцию и Эфиопию. Израиль, Турция и Иран образовывали так называемый северный треугольник. Вскоре в орбиту “стратегии” были вовлечены далекие от Израиля арабские страны, расположенные на географической периферии Ближнего Востока, — Марокко, Оман и Судан. Отношения Израиля с Суданом и Эфиопией известны под названием “южного треугольника” [2, с. 33]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].

“Периферийная стратегия” была одной из нескольких связанных между собой стратегий. Заложенные в них подходы предопределили деятельность Израиля по обеспечению собственной безопасности на многие годы вперед, вплоть до сегодняшнего дня. По мере развития “периферийной стратегии” она все более увязывалась с другими стратегиями: обеспечением массовой эмиграции евреев и “опорой на державу”. Еще в 1949–1950 гг. Иран позволил эмиссару Моссад координировать отправку евреев из Ирака в Тегеран, откуда их переправляли в Израиль.

Северный треугольник

Самым большим достижением “периферийной стратегии” было создание в 1958 г. так называемой Короны — своего рода стратегического и разведывательного союза между Израилем, Ираном и Турцией. Он появился в результате трехсторонних контактов на высшем уровне в 1956–1958 гг., функционировал в течение двадцати лет и завершил свое существование после свержения в 1979 г. шаха Ирана.

Формирование стратегического союза “Корона”, более известного в Турции и Иране как “Трайдент”, не зафиксировано ни в одном официальном документе, но действовал он по согласованному сторонами регламенту: встречи дважды в год глав разведок трех стран, ротация места встречи в рамках “треугольника”. На каждой встрече организовывались две секции: одна занималась обменом разведывательной информацией, другая — военными аспектами, в том числе координацией контрразведывательной деятельности. В промежутках между встречами происходил обмен текущей разведывательной информацией.

Сотрудничество по линии разведок выстраивалось Израилем в 1956–1958 гг. по отдельности с Ираном и Турцией. Встречи представителей разведывательных ведомств проходили в Европе, Анкаре и Тегеране. Тройственный союз объединил израильский Моссад, турецкую Службу национальной безопасности и иранскую САВАК (Министерство государственной безопасности Ирана времен правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (1957–1979)). Разведывательное сотрудничество сосредоточивалось, в основном, на Сирии, Ираке и возможном “проникновении” СССР на Ближний Восток.

Турецко-израильские отношения в рамках этого союза были оговорены на тайной встрече в Анкаре 20 августа 1958 г. премьер-министров Израиля — Д. Бен-Гуриона, и Турции — А.А.Э. Мендереса [2, с. 75]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. Это произошло спустя всего лишь месяц после того, как в результате революционных событий в Ираке была свергнута монархия, и он вышел из Организации центрального договора (СЕНТО) — прозападного блока, созданного в 1955 г. Великобританией, Турцией, Пакистаном, Ираном и Ираком, и присоединился к просоветскому лагерю.

В 1959 г. в Стамбуле состоялась встреча высших военачальников армий Израиля и Турции. Израиль представлял тогдашний начальник генерального штаба ЦАХАЛ Х. Ласков. Участники форума пытались спланировать совместную военную операцию против Сирии, которая так и не была проведена [18]‏ריאיון עם אלוף הראבן ‎ ,2000 ‏באוקטובר‎ 4 ,‏אמיר אורן, הארץ ‎(Орен А. Интервью с генералом Харэвеном. Гаарец, 4 октября 2000) [Oren A. Interv'iu s generalom Kharevenom. Haaretz, 4 October 2000].

На первой трехсторонней встрече, состоявшейся в Турции в конце сентября – начале октября 1958 г., главы разведок определили сферы сотрудничества, стратегию по сдерживанию распространения советского влияния и политики Насера и поделили регион на “зоны ответственности”. Между тем за все время существования “Короны” не было проведено ни одной совместной военной операции.

С самого начала, сталкиваясь с арабским давлением, Турция и Иран рассматривали возможность ослабления контактов с Израилем. Руководство этих стран полагало, что Израиль больше нуждается в них, чем они нуждаются в Израиле. В течение всего периода существования “Короны” ни Турция, ни Иран не соглашались на обмен послами с Израилем.

В свою очередь, израильский военно-политический истеблишмент придавал “Короне” большое значение и рассматривал союз как инструмент для расширения отношений с Ираном и Турцией и упрочения положения Израиля в регионе. В Иране и Турции, напротив, пытались скрывать связи с Израилем: не более двадцати турок, по всей видимости, сотрудников разведки, знали о существовании “Короны” [2, с. 38]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].

Помимо двух встреч в год происходил почти ежедневный обмен разведывательной информацией. Канал связи между Израилем и Ираном работал в более интенсивном режиме, чем канал связи с Турцией. Через Иракский Курдистан, а затем через Иран иракские евреи вывозились в Израиль. Офицеры ЦАХАЛ тренировали иранские воинские подразделения. Израиль продавал Ирану оружие. В 1958 г., в самом начале ирано-израильского сотрудничества, иранское оружие через Израиль поставлялось шиитам Южного Ливана [15]‎2009 ‏במרס ‎2 ‏הרצאתו של פרופסור אייל זיסר, מרכז דיין, אוניברסיטת תל אביב, ‎(Зисер И. Лекция в Центре им. М. Даяна в Тель-Авивском университете, 2 марта 2009) [Ziser I. Lektsiia v tsentre im. M. Dayana v Tel'-Avivskom universitete, 2 March 2009].

Израиль располагал большими возможностями в разведывательной сфере, нежели его партнеры по тройственному союзу. В стране был создан специальный орган по сбору разведданных для Ирана, сосредоточивший свои усилия на Ираке. Д. Кимхе, ветеран Моссад и первый израильтянин, посетивший Иракский Курдистан, отмечал: “Выяснилось, что хваленая эффективность иранской разведки… была весьма ограниченной. Удивительно, как мало информации по актуальным вопросам имелось у иранской разведки” [17]‏באוגוסט ‎21, ‏אמיר אורן, "מוסד נגד אמ"ן, דיין נגד דיין", דבר שישי ‎1992 (Орен А. Моссад против АМАН, Даян против Даяна. Давар, 21.08.1992) [Oren A. Mossad protiv AMAN, Dayan protiv Dayana. Davar, 21.08.1992].

На укрепление связей между Израилем и Ираном влиял еще один фактор, не присутствовавший в отношениях между Израилем и Турцией, — обоюдная заинтересованность в поддержке борьбы курдов за автономию на севере Ирака.

На решение Турции и Ирана установить контакты с Израилем, но осуществлять их на низком уровне повлияло несколько обстоятельств, в том числе опасения по поводу усиливавшегося советского влияния в регионе, успехи Израиля в Синайской кампании 1956 г., переворот 1958 г. в Ираке, приведший к свержению монархии.

Готовность Турции создать тайный союз с Ираном и Израилем отражала не только обеспокоенность Анкары советским влиянием в Египте, Сирии и Ираке (с двумя последними она была вовлечена в конфликты по территориальным вопросам и правам на пользование водными ресурсами), но и ее недовольство поддержкой Дамаском партизанской деятельности курдов и армянских движений на территории Турции [2, с. 40]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. В свою очередь, Иран находился в состоянии пограничного конфликта с Ираком и конкурировал с Саудовской Аравией за лидерство в районе Персидского залива.

На решение Ирана и Турции установить связи с Израилем повлиял и “еврейский фактор” — распространенное мнение о силе влияния еврейского лобби на американский истеблишмент. В обеих странах были наслышаны о влиянии евреев на принимаемые в США внутри- и внешнеполитические решения. Отношения с Израилем рассматривались ими гарантия того, что евреи смогут воздействовать на американскую администрацию при принятии ею решений, касающихся Ирана и Турции. По словам бывшего руководителя Моссад Ш. Шавита, государства “периферии” стремились сблизиться с Израилем, потому что верили, что “ключ к Белому дому находился в его кармане” [2, с. 101]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. В самом Израиле иронично относились к утверждениям о влиятельности еврейского лобби в США, но всячески их поддерживали. На самом деле влияние Израиля никогда не было столь сильным, но Моссад умело использовал эти представления в соответствии с парадигмой “сионских мудрецов”.

Д. Бен-Гурион удачно представил “Корону” администрации Д. Эйзенхауэра как настоящую находку для Запада, как эффективное средство противодействия советскому проникновению на Ближний Восток и как противовес радикальным арабским режимам [6, с. 1322–1333]‎1987, ‏מיכאל בר-זוהר, בן גוריון, זמורה-ביתן ‎(Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Ор Йехуда: Змора-Битан, 1987) [Bar-Zohar M. Ben-Gurion. Or Iekhu-da: Zmora-Bitan, 1987]. Летом 1958 г. Бен-Гурион направил президентам США и Франции послание, в котором отмечал:

“Наша цель состоит в создании группы государств, не обязательно официального или публичного союза, которая… будет способна противостоять распространению советского влияния через Насера… Эта группа будет включать два мусульманских неарабских государства (Иран и Турцию), христианское государство (Эфиопию) и Израиль” [6, с. 1328]‎1987, ‏מיכאל בר-זוהר, בן גוריון, זמורה-ביתן ‎(Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Ор Йехуда: Змора-Битан, 1987) [Bar-Zohar M. Ben-Gurion. Or Iekhu-da: Zmora-Bitan, 1987].

С момента выработки “периферийной стратегии” и определения ее направлений Д. Бен-Гурион стремился привлечь к ней США и получить тем самым благосклонное отношение к ней Эйзенхауэра. Этим объясняется увязка Израилем отношений с Соединенными Штатами с деятельностью в рамках “периферийной стратегии”. Уже на самых ранних этапах США знали о существовании “Короны” и были осведомлены об установлении контактов израильтян с курдами.

США полагали, что эти планы соответствовали их интересам на Ближнем Востоке, и высоко оценивали внешнеполитическую стратегию Израиля. “Мне кажется, что мы заработали себе очки”, — отмечал бывший посол Израиля в Иране, Эфиопии и Уганде У. Лубрани [2, с. 101]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. ЦРУ профинансировало строительство в Израиле двухэтажного особняка, который должен был стать штаб-квартирой “Короны”. На первом этаже располагались “голубое крыло” для иранцев и “желтое крыло” для турок. На втором этаже находились залы заседаний. Но, поскольку встречи проводились один раз в полгода с ротацией по странам–членам “Короны”, здание почти все время пустовало. Спустя некоторое время Моссад превратил его в учебный центр.

В 1950-е гг. правительство Ирана разрешило экспортировать нефть в Израиль и тем самым создало основу для развития торговли между двумя странами. Постепенно коммерческие отношения расширялись: вначале с помощью оффшорных компаний, затем был построен нефтепровод Эйлат-Ашкелон, соединивший Красное море со Средиземным. По нему иранская нефть поставлялась в Европу. Сегодня Иран утверждает, что Израиль должен ему сотни миллионов долларов за нефть, поставленную в годы правления шаха Реза Пехлеви [7]‏לוף בן, מדינת ישראל מחזיקה בחשבון בנק סודי עבור האיראנים. היתרה: מיליארד ‎,12.02.2015 ‏ שקל הא ‎(Бен А. Государство Израиль держит в банке секретный счет для иранцев. Остаток денег на счете: миллиард шекелей. Гаарец, 12.02.2015) [Ben A. Gosudarstvo Izrail' derzhit v banke sekretnyi schet dlia irantsev. Ostatok deneg na schete: milliard shekelei. Haaretz, 12.02.2015].

С 1973 г. стали появляться признаки того, что не все было гладко в отношении шаха к Израилю. Во время войны Судного дня 1973 г. Иран присоединился к нефтяному эмбарго, которое ОПЕК объявила Израилю. В 1975 г. в одном из интервью шах впервые открыто подтвердил наличие разведывательных и военных связей между Ираном и Израилем, оправдывая их враждебностью арабов по отношению к Ирану в годы правления Насера. “Но сейчас ситуация поменялась”, — заявил шах [2, с. 42]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. и предложил Египту и Алжиру создать региональный союз, базирующийся на исламских ценностях. По крайней мере, однажды, в 1975–1977 гг., шах сообщил сирийскому правительству, что готов разорвать связи с Израилем взамен на уступки со стороны арабских стран [2, с. 42]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].

Несмотря на подобные действия и высказывания шаха, Израиль продолжал поддерживать отношения с Ираном. Отмечалось расширение взаимопоставок оружия и нефти. Между двумя странами осуществлялись регулярные авиарейсы, несколько тысяч израильских предпринимателей с семьями проживали в Иране. Для их детей была открыта школа. В 1977 г. была достигнута договоренность, известная как операция “Скала”, о продаже Ирану оружия на сумму в 1.2 млрд долл. [2, с. 43]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. По условиям сделки, Иран обязывался профинансировать разработку шести систем оружия, в том числе нового боевого самолета. Из американских документов, попавших в руки иранцев во время революции и опубликованных затем в Иране, следовало, что Тегеран должен был финансировать разработку нового поколения баллистических ракет класса “Иерихон” и противокорабельных ракет большой дальности [16]Iran students’ US embassy documents; Uri Bar-Joseph, Forecasting a Hurricane: The US and Israel’s Estimation Record of the 1979 Iranian Revolution, unpublished paper, 2011.

В течение всего периода существования “Короны” Израиль и его разведка были “заточены” на шаха и не уделяли должного внимания росту революционных настроений в Иране. В каком-то смысле иранская революция застала Моссад врасплох. Это был провал израильской разведки.

В судьбоносные для Израиля моменты не по-дружески повела себя и Турция. Во время войн 1967 и 1973 гг. между Израилем и арабскими странами Анкара отказалась выдать разрешение на использование своих баз и воздушного пространства для ускорения поставок американского оружия в Израиль [8, p. 21–35]Bolukbasi Suha. Behind the Turkish-Israeli Alliance: A Turkish View // Journal of Palestine Studies. XXIX, № 1 (Autumn 1999), pp. 21–35.[21, p. 22–37]Ulutas Ufuk. Turkey–Israel: A Fluctuating Alliance // SETA Policy Brief, January 2010, № 42.[22]Yavuz M. Hakan. Turkish-Israeli Relations Through the Lens of the Turkish Identity Debate // Journal of Palestine Studies. XXVII, № 1 (Autumn 1997), pp. 22–37.

Операция в Иракском Курдистане

Реализация “периферийной стратегии” имела, по крайней мере, на начальном этапе характер экспромта. Поиск потенциальных союзников велся под лозунгом “Что может сработать?”. Д. Кимхе, занимавший одно время должность заместителя руководителя Моссад, определил это так:

«Моссад не оперировал все время грандиозными стратегическими категориями… Был, например, один важный игрок на Ближнем Востоке, с которым у нас не было связи. И когда мы подумали, что, может быть, нам следует установить связи с ним, и спросили себя, почему нам следует их развивать, то сами же и ответили на этот вопрос так: “Потому что они не ненавидят нас, и они думают так же, как и мы”» [2, с. 35]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].

Операция в Иракском Курдистане имела особое значение для Израиля по нескольким причинам. Она лежала в основе разведывательного союза между Израилем и Ираном в рамках “Короны” и способствовала сближению сторон. В Курдистане совпали интересы двух стран. Израилю было важно отвлечь значительные силы армии Ирака с израильского направления на борьбу с курдами, и он не задействовал в этой операции третьего союзника, Турцию, из-за чувствительности Анкары к курдскому вопросу. Так как Ирак занимал одно из центральных мест в арабском мире, операция в Курдистане стала хорошим “товаром”, который Израиль предложил ЦРУ.

В июне 1963 г. тогдашний глава Моссад М. Амит встретился в Париже с партнером по “Короне”, главой иранской спецслужбы САВАК генералом Х. Пакраваном. Целью встречи было зондирование реакции Тегерана на сотрудничество Израиля с курдами в Курдистане. Выяснилось, что Иран был обеспокоен усилением Ирака, и помощь Израиля мятежным курдам соответствовала иранским интересам. М. Амит и Х. Пакраван согласовали план помощи Израиля курдам. Пакраван согласился, чтобы Моссад оказывал курдам военную помощь и консультировал их по поводу того, как представлять Западу события в Курдистане.

Пакраван вошел в историю благодаря еще и тому, что именно он убедил шаха в 1963 г. помиловать аятоллу Хомейни и позволить ему покинуть страну. Однако Хомейни не помнил добра: в апреле 1979 г., вскоре после захвата власти в Иране, Хомейни приказал казнить Пакравана.

Ц. Замир, сменивший в 1968 г. М. Амита на должности руководителя Моссад, согласен с утверждением, что “государство Израиль было заинтересовано в том, чтобы отвлечь иракскую армию на север страны, чтобы позволить Израилю выстоять на восточном фронте” [14, с. 83]‎2011, ‏צבי זמיר, בעיניים פקוחות, כנרת, זמורה-ביתן, דביר ‎(Замир Ц. С открытыми глазами. Ор Йехуда: Кинерет, Змора-Битан, Двир, 2011) [Zamir Ts. S otkrytymi glazami. Or Iekhuda: Kineret, Zmora-Bitan, Dvir, 2011].

Но не всегда курды вели себя так, как того ожидали израильтяне. Во время Шестидневной войны и войны Судного дня лидер курдов Барзани отказывался начинать большие операции, которые могли бы отвлечь дополнительные воинские соединения иракской армии и помешать их выступлению на восточном фронте против Израиля.

Иракские дивизии действительно были отправлены на сирийский фронт во время войны 1973 г. Нежелание курдов активизировать военные действия было воспринято некоторыми израильтянами как провал “периферийной стратегии”, цель которой и состояла в том, чтобы дать Израилю стратегический выигрыш в момент угрозы безопасности. Т.е. “периферийная стратегия” имела определенные ограничения в том, что касалось жизненно важных интересов Израиля.

США участвовали в финансировании военной и медицинской помощи, которую Израиль оказывал курдам. Главными для американской разведки были Турция и Иран. Надо сказать, что взгляды США и Израиля на действия Израиля в рамках “периферийной стратегии” никогда полностью не совпадали.

В марте 1975 г. шах Ирана и президент Ирака Саддам Хусейн подписали Алжирское соглашение, положившее конец пограничным конфликтам. Козырем, который шах предложил Саддаму Хусейну в обмен на перемирие, было обещание покончить с поддержкой курдов, выступавших против правительства Ирака. В новых условиях оказание Ираном, Израилем и США помощи силам, выступавшим против иракского режима, к тому же на иракской территории, стало невозможным.

Алжирское соглашение имело один пункт, ускользнувший из поля зрения израильской разведки и советников шаха. В качестве жеста доброй воли со стороны шаха, гражданам Ирана — шиитам, которым в течение многих лет не позволялось посещать Ирак, с момента подписания документа разрешалось совершать паломничество (по несколько тысяч человек ежемесячно) к святым местам шиитов в иракских городах Эн-Наджаф и Кербела. А в Эн-Наджафе в то время уже более десяти лет проживал аятолла Хомейни.

Ошибочная щедрость шаха помогла Хомейни и его помощникам устанавливать прямую связь с шиитами-фанатиками, прибывавшими из Ирана, и снабжать их записанными на пленку проповедями Хомейни. Проживая в Эн-Наджафе, Хомейни и его сын Мустафа создали сеть исламских революционных ячеек, а потепление в середине 1970-х гг. отношений между Ираном и Сирией создало возможности для “обмена студентами”, которые распространяли идеи исламской революции [3, p. 73]Alpher J. The Khomeini International // The Washington Quarterly. Vol. 3, № 4, Autumn 1980. Pp. 54–74.

Решение шаха сблизиться с Ираком, Сирией и арабским миром в целом привело не только к завершению израильской операции в Курдистане, но и к падению шахского режима, распаду “Короны” и к радикальному изменению политического статуса ислама на Ближнем Востоке.

Южная периферия

Одновременно с попытками создать “северный треугольник” — союз с Турцией и Ираном в середине 1950-х годов Моссад принял меры по формированию так называемого южного треугольника с участием Эфиопии и Судана. Основными мотивами его создания были установление израильского присутствия к югу от Египта и поддержка христианской Эфиопии в ее противостоянии распространению мусульманско-арабского национализма. Для Израиля было важно получить беспрепятственный проход судов по Баб-эль-Мандебскому проливу и Красному морю для транспортировки нефти из Ирана в Эйлат. Египтяне увидели в действиях Израиля угрозу использования силы в вопросе распределения нильских вод.

Начало деятельности Израиля в южной части периферии — в Эфиопии — относится к середине 1950-х гг. Затем, в середине 1960-х, он оказывал тайную военную помощь йеменским монархистам, а в конце 1960-х – начале 1970-х гг. — повстанцам Южного Судана.

Отношения с Эфиопией предполагали довольно тесное сотрудничество в военной и разведывательной областях. Кроме того, Израиль оказывал этой стране помощь в области развития сельского хозяйства, в сфере образования и т.д. После войны Судного дня 1973 г. Эфиопия, вслед за многими африканскими государствами, разорвала дипломатические отношения с Израилем, но тайные связи, хотя и на низком уровне, сохранились. Пик сотрудничества между Израилем и Эфиопией пришелся на 1960-е – 1970 гг. В это время в Аддис-Абебе функционировала школа для детей израильских предпринимателей и многочисленных специалистов, находившихся в стране. Инструкторы ЦАХАЛ обучали эфиопских военных, представители израильских спецслужб консультировали охрану императора Хайле Селассие.

Интересно, что израильтяне осуществляли военную подготовку не только эфиопов. В израильской прессе сообщалось, что они обучали Нельсона Манделу, находившегося в Эфиопии под вымышленным именем, пользоваться оружием и взрывчаткой [9]‎2013 ‏הארץ, 20 בדצמבר ו-22 בדצמבר ‎(Гаарец, 20 и 22 декабря 2013) [Haaretz, 20 and 22 December 2013].

Помимо деятельности по созданию “южного треугольника” Израиль провел, начиная с 1950-х годов, ряд операций на Африканском Роге, на востоке Африки, в Южном Судане, Йемене и Омане. Вопрос эмиграции евреев в Израиль, занимавший важное место при налаживании отношений с Марокко и курдами в Ираке, не играл большой роли в деятельности Израиля на южной периферии. Вплоть до свержения в 1974 г. императора Эфиопии этот вопрос не поднимался и в отношениях с этой страной.

В связи с развитием отношений с Суданом, Кенией, Йеменом и государствами Персидского залива Израиль установил тесные контакты с Великобританией. С 1964 г. Израиль вмешивался в ход гражданской войны в Йемене, причем делалось это посредством неофициального, но эффективного взаимодействия с англичанами в целях поддержки йеменских монархистов в их борьбе с республиканцами и в противовес помощи, которую последние получали от Египта. Израиль стремился измотать силы Египта и способствовал установлению умеренного режима в Йемене, который не стал бы угрожать проходу израильских судов через Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море.

Командование британского спецназа SAS использовало Израиль в своих операциях в Йемене, хотя официального подтверждения этого не было. Так, в ходе операции, получившей в Израиле название “Соус” [1, с. 10–13]‎10 ‏ע' ‎, 2013 ‏יוני ‎,66 ‏שמעון אביבי, רוטב בסלט תימני, מבט מל"מ ‎(Авиви Ш. Соус в йеменском салате // Вестник Центра изучения разведывательного наследия, июнь 2013) [Avivi Sh. Sous v iemenskom salate // Vestnik Tsentra izucheniia razvedyvatel'nogo naslediia, June 2013]. было осуществлено 14 авиарейсов по доставке в Йемен оружия и боеприпасов. Трофейное египетское оружие, захваченное во время Синайской кампании 1956 г., сбрасывалось на контролировавшейся монархистами территории.

С израильской точки зрения, операция в Йемене была очень успешной, так как во время Шестидневной войны Израилю противостояла ослабленная египетская армия, треть которой к тому же оставалась в Йемене. Это была довольно дешевая для Израиля операция: доставка по воздуху оружия и боеприпасов финансировалась Саудовской Аравией через командование британского спецназа [13, p. 211]Hart-Davis D. The War That Never Was. UK, Century, 2011. Саудовцы, по всей видимости, даже не подозревали, куда направляются их деньги.

Англичане посредничали в установлении контактов между Израилем и Оманом, которые принесли свои плоды в виде экспорта нефти из султаната в Эйлат, с последующей транспортировкой по нефтепроводу в Ашкелон на побережье Средиземного моря и дальше в Европу [2, с. 69]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. После прорыва в отношениях с палестинцами (Осло, сентябрь 1993 г.) Марокко и Оман оказались среди первых арабских государств, установивших с Израилем дипломатические отношения.

Тайные контакты между Израилем и южносуданской повстанческой организацией — Суданской народно-освободительной армией (СНОА) — начались в 1969 г. Ее представители обращались в иностранные посольства в Кампале (Уганда) и Найроби (Кения) с просьбами об оказания помощи народам Южного Судана — темнокожим этническим и религиозным меньшинствам, проживающим в арабской стране и страдающим от угнетения их арабами.

Ц. Замир полагал, что помощь повстанцам в Южном Судане снизит потенциальную суданскую угрозу Израилю вдоль Суэцкого канала и Красного моря. По мнению Замира, успех южносуданских повстанцев был бы положительно воспринят соседними Эфиопией и Кенией, опасавшимися укрепления военной мощи Судана [14, с. 86–89]‎2011, ‏צבי זמיר, בעיניים פקוחות, כנרת, זמורה-ביתן, דביר ‎(Замир Ц. С открытыми глазами. Ор Йехуда: Кинерет, Змора-Битан, Двир, 2011) [Zamir Ts. S otkrytymi glazami. Or Iekhuda: Kineret, Zmora-Bitan, Dvir, 2011]. Тем более, что в тот период Хартум поддерживал Эритрею в ее борьбе за отделение от Эфиопии.

Помогая повстанцам в Южном Судане, Израиль преследовал несколько целей. Планировалось создать в том регионе силу, способную противостоять суданской армии. Главная цель состояла в том, чтобы использовать СНОА для создания видимости угрозы справедливому распределению вод Нила, текущего из Судана в Египет. Это должно было стать для египтян сигналом, что Израиль зашел Египту в тыл и теперь может влиять на него. Небольшие группы израильских военных инструкторов обучали боевиков СНОА, обеспечивали координацию военных действий и поставки оружия. Был развернут израильский военный госпиталь, в котором лечились раненые и больные, делались, прежде всего детям, прививки от черной оспы и желтой лихорадки. Отправка Израилем медработников в Иракский Курдистан и Южный Судан, оказание медицинской помощи местному населению, предоставление значительной помощи в сфере сельского хозяйства Ирану и Эфиопии могут рассматриваться как эффективное использование “мягкой силы”.

В 1970 г. израильтяне посчитали свои расходы на операцию в Южном Судане и выяснили, что они не превышали стоимости одного истребителя “Мираж 3”, состоявшего на вооружении ВВС Израиля [2, с. 66]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015]. В формате “южного треугольника” не было проведено ни одной трехсторонней встречи с участием представителей Израиля, Эфиопии и Судана. Тем не менее, в исторической ретроспективе представляется, что деятельность в южной части периферии была успешной и в те годы содействовала обеспечению безопасности Израиля.

Связи с Марокко

Тайные связи Израиля с Марокко были и остаются исключительными по объему, глубине и продолжительности. Марокко могло предложить Израилю доступ к арабскому миру и понимание его динамики. Подобной информации Израиль не мог получить ни от одного другого периферийного союзника. Массовая репатриация сотен тысяч марокканских евреев была беспрецедентным событием, проложившим путь к дипломатическим отношениям. Прямой доступ израильтян к королю Хасану II был постоянным и стабильным в течение многих лет. Король Марокко был единственным из правителей периферийных для Израиля государств, который признавал, что Израиль спас его и его власть.

Пик отношений Израиля с Марокко пришелся на 1976–1977 гг., когда Хасан II помог израильтянам установить контакты с руководством Египта, благодаря которым состоялся исторический визит Анвара Садата в Иерусалим в ноябре 1977 г.

Некоторые исследователи полагают, что установление довольно прочных отношений между Израилем и Марокко было обусловлено весом и влиянием евреев и берберов в Северной Африке. Другие считают, что Израиль умело использовал трудности, с которыми столкнулось Марокко, для налаживания и укрепления связей с этой арабской страной; эту точку зрения поддерживает М. Амит, в 1963 г. курировавший установление связей с Марокко [4, с. 145]‎1999, ‏מאיר עמית, ראש בראש, הד ארצי ‎(Амит М. Абсолютно точно. Ор Йехуда: Гед арци, 1999) [Amit M. Absoliutno tochno. Or Iekhuda: Ged artsi, 1999].

Король Марокко прибегал к помощи израильтян, когда хотел повлиять на принятие американцами того или иного решения. “По мнению короля Хасана II, мы могли обеспечить благосклонное отношение США” — утверждает осведомленный израильский источник [19, с. 134]‏שמואל שגב, הקשר המרוקני: המגעים החשאיים בין ישראל למרוקו, הוצאת מטר, ‎2008 (Шагав Ш. Марокканская связь: тайные контакты между Израилем и Марокко. Тель-Авив: Матар, 2008) [Shagav Sh. Marokkanskaia sviaz': tainye kontakty mezhdu Izrailem i Marokko. Tel'-Aviv: Matar, 2008].

Франция также знала о контактах между Израилем и Марокко: без согласия Парижа Израиль не мог продавать Рабату танки и самолеты французского производства, имевшиеся в распоряжении ЦАХАЛ [19, с. 134]‏שמואל שגב, הקשר המרוקני: המגעים החשאיים בין ישראל למרוקו, הוצאת מטר, ‎2008 (Шагав Ш. Марокканская связь: тайные контакты между Израилем и Марокко. Тель-Авив: Матар, 2008) [Shagav Sh. Marokkanskaia sviaz': tainye kontakty mezhdu Izrailem i Marokko. Tel'-Aviv: Matar, 2008]. Т.е. в Марокко, в рамках “периферийной стратегии”, Израиль осуществлял координацию действий с Францией.

* * *

В концептуальном плане “периферийная стратегия” была направлена на всех ближневосточных игроков, не являвшихся арабами-мусульманами. На практике это было не так, но не потому, что Израиль игнорировал того или иного потенциального партнера: например, многочисленные предложения по созданию союза с друзами Средиземноморья не принесли результатов; египетские копты, сирийские друзы, амазиги Северной Африки никогда не устанавливали сколько-нибудь существенных связей с Израилем.

В 1970-х гг. “периферия” начала терять свои очертания. В 1975 г. прервалась связь Израиля с курдами. За год до этого, в 1974 г., был свергнут император Эфиопии Хайле Селассие, а в 1979 г. в результате революции был смещен шах Ирана. В двух последних случаях на смену им пришли недружественные Израилю лидеры. В 1982–1983 гг. рухнул союз Израиля с ливанскими маронитами, который должен был привести к власти в Ливане произраильские силы. К 1983 г. изначальная “периферийная стратегия” исчерпала себя, прекратились попытки Израиля обрести “ближневосточную идентичность”.

Связь “периферийной стратегии” со стратегией “опоры на державу” выразилась, прежде всего, в том, что Израиль смог дорого “продать” США союзы, заключенные с Ираном, Турцией и Эфиопией, и военную помощь курдам. Американцы увидели в этом противовес советской экспансии на Ближнем Востоке. Между спецслужбами Израиля и США происходил обмен разведывательной информацией. Важной была и финансовая помощь США Израилю для нужд “периферийной стратегии”.

С израильской точки зрения, “Корона” была асимметричным разведывательным союзом, который функционировал под прикрытием внешней атрибутики настоящего союза. Израиль прилагал максимум усилий для продления его жизнеспособности, видя в нем инструмент упрочения своей безопасности. Отношение других участников “Короны” к союзу было прагматичным.

Несмотря на отсутствие заметных практических результатов деятельности трехстороннего союза, в течение двух десятилетий “Корона” самим фактом своего существования подавала важный сигнал США, СССР и арабам — Израиль не одинок, у него есть влиятельные союзники в регионе. Из-за полной изоляции Израиля в регионе в начале 1950-х гг. “Корона” имела особое значение. Альянс демонстрировал сдерживающий потенциал, последовательность и стабильность. Его значимость только возрастала по мере того, как за обменом разведывательной информацией последовали, особенно в отношениях с Ираном, помощь и торговля в значительных объемах.

“Периферийная стратегия” не породила настоящий союз. В свое время Израиль настаивал на письменном договоре с шахом Ирана и лидером курдов Барзани, но эти контакты так и остались “связями по интересам”. Иран, Турция, Марокко и Эфиопия “подружились” с Израилем прежде всего из-за совместного неприятия арабского национализма. Кроме того, Израиль считался “выгодным” партнером благодаря его военным и разведывательным способностям и прочным связям с США. Так как средства, вложенные Израилем и союзниками в периферийное партнерство, были незначительными, его можно было легко остановить или ограничить. Именно так и вели себя партнеры во многих случаях.

Во время войны Судного дня 1973 г. Израиль был разочарован отказом курдов активизировать военные действия, чтобы задержать отправку иракских дивизий на сирийский фронт. Тогда же Марокко направило дивизию для подкрепления сирийских и иракских войск на Голанских высотах. Шах Ирана присоединился к нефтяному эмбарго против Израиля.

Несмотря на разочарования 1973 г., Израиль смог благодаря относительно небольшим усилиям в Курдистане и Южном Судане отвлечь арабские силы и обозначить свое военное присутствие в их тылу. Операция в Йемене в 1960-е гг. в известной мере повлияла на моральный дух египетской армии накануне Шестидневной войны. Когда эта война началась, 30 тысяч египетских солдат остались на йеменском фронте [2, с. 105]‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].

Были и значительные экономические достижения. Особенно это касается соглашений о поставках нефти из Ирана и Омана. Несомненно, отношения между Израилем и США еще более укрепились, когда ЦРУ заметило и оценило успехи “периферийной стратегии” Израиля. Ее анализ с точки зрения соотношения между ценой и выгодой приводит к выводу, что стратегия была успешной. Польза от нее намного превысила цену, которую заплатил Израиль. Польза состояла в создании имиджа Израиля как игрока, обладающего силой, способностью к сдерживанию и контролю над ситуацией в регионе. Этот образ сложился из всей совокупности связей с государствами и меньшинствами периферии.

В образе регионального игрока Израиль вынуждал своих арабских соседей относиться к нему как к ближневосточному политическому образованию, а не как к чужеродному элементу, внедренному на Ближний Восток. Периферийные связи были призваны помочь молодому Израилю в борьбе за выживание во враждебном окружении. Однако “партнеры” Израиля оставались равнодушными или даже более враждебными по отношению к Израилю во время войн, которые он вел. Эти ограничения указывают на хрупкий и непредсказуемый характер периферийных связей.

Список литературы

‎10 ‏ע' ‎, 2013 ‏יוני ‎,66 ‏שמעון אביבי, רוטב בסלט תימני, מבט מל"מ ‎(Авиви Ш. Соус в йеменском салате // Вестник Центра изучения разведывательного наследия, июнь 2013) [Avivi Sh. Sous v iemenskom salate // Vestnik Tsentra izucheniia razvedyvatel'nogo naslediia, June 2013].
‏יוסי אלפר. מדינה בודדה. החיפוש החשאי של ישראל אחר בעלות ברית באזור ‎2015, ‏מטר (Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015) [Alpher Y. Odinokaia strana. Tainyi poisk Izrailem soiuznikov v regione. Tel'-Aviv: Matar, 2015].
Alpher J. The Khomeini International // The Washington Quarterly. Vol. 3, № 4, Autumn 1980. Pp. 54–74.
‎1999, ‏מאיר עמית, ראש בראש, הד ארצי ‎(Амит М. Абсолютно точно. Ор Йехуда: Гед арци, 1999) [Amit M. Absoliutno tochno. Or Iekhuda: Ged artsi, 1999].
‎1999, ‏מאיר עמית, הקדמה לספרו של אליעזר (גייזי) צפריר, אנא כורדי, הד ארצי ‎(Амит М. Предисловие // Цафрир Э. “Я курд”. Ор Йехуда: Гед Арци, 1999) [Amit M. Predislovie // Tsafrir E. "Ia kurd”. Or Iekhuda: Ged Artsi, 1999].
‎1987, ‏מיכאל בר-זוהר, בן גוריון, זמורה-ביתן ‎(Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Ор Йехуда: Змора-Битан, 1987) [Bar-Zohar M. Ben-Gurion. Or Iekhu-da: Zmora-Bitan, 1987].
‏לוף בן, מדינת ישראל מחזיקה בחשבון בנק סודי עבור האיראנים. היתרה: מיליארד ‎,12.02.2015 ‏ שקל הא ‎(Бен А. Государство Израиль держит в банке секретный счет для иранцев. Остаток денег на счете: миллиард шекелей. Гаарец, 12.02.2015) [Ben A. Gosudarstvo Izrail' derzhit v banke sekretnyi schet dlia irantsev. Ostatok deneg na schete: milliard shekelei. Haaretz, 12.02.2015].
Bolukbasi Suha. Behind the Turkish-Israeli Alliance: A Turkish View // Journal of Palestine Studies. XXIX, № 1 (Autumn 1999), pp. 21–35.
‎2013 ‏הארץ, 20 בדצמבר ו-22 בדצמבר ‎(Гаарец, 20 и 22 декабря 2013) [Haaretz, 20 and 22 December 2013].
‏יואל גוז'נסקי וגליה לינדנשטראוס. תחיית קונספט הפריפרייה במדיניות החוץ ‎2012 ‏יולי ‎,2 ‏גיליון ‎,15 ‏הישראלית? המכון למחקרי ביטחון לאומי, עדכן אסטרטגי, כרך ‎(Гужански Й, Линденштраус Г. Возрождение концепта «периферия» во внешней политике Израиля? // Стратегический вестник. Т. 15, № 2, июль 2012. Тель-Авив: Институт исследования проблем национальной безопасности) [Guzhanski I, Lindenshtraus G. Vozrozhdenie kontsepta "periferiia' vo vneshnei politike Izrailia? // Strategicheskii vestnik, vol. 15, No. 2, July 2012, Tel'-Aviv: Institut issledovaniia problem natsional'noi bezopasnosti].
‎2000 ‏במרס ‎8 ,6 '‏אורי דרומי, הארץ/ספרים עמ ‎(Дароми У. Гаарец // Книги, 08.03.2000) [Daromi U. Haaretz // Knigi, 08.03.2000].
‏משה יגר, תולדות המחלקה המדינית של הסוכנות היהודית, ההוצאה לאור של‎ ‏ההסתדרות הציונית העולמית ‎2011 (Егар М. История политического отдела Еврейского агентства. Иерусалим: Издательство ВСО, 2011) [Egar M. Istoriia politicheskogo otdela Evreiskogo agentstva. Ierusalim: Izdatel'stvo VSO, 2011].
Hart-Davis D. The War That Never Was. UK, Century, 2011.
‎2011, ‏צבי זמיר, בעיניים פקוחות, כנרת, זמורה-ביתן, דביר ‎(Замир Ц. С открытыми глазами. Ор Йехуда: Кинерет, Змора-Битан, Двир, 2011) [Zamir Ts. S otkrytymi glazami. Or Iekhuda: Kineret, Zmora-Bitan, Dvir, 2011].
‎2009 ‏במרס ‎2 ‏הרצאתו של פרופסור אייל זיסר, מרכז דיין, אוניברסיטת תל אביב, ‎(Зисер И. Лекция в Центре им. М. Даяна в Тель-Авивском университете, 2 марта 2009) [Ziser I. Lektsiia v tsentre im. M. Dayana v Tel'-Avivskom universitete, 2 March 2009].
Iran students’ US embassy documents; Uri Bar-Joseph, Forecasting a Hurricane: The US and Israel’s Estimation Record of the 1979 Iranian Revolution, unpublished paper, 2011.
‏באוגוסט ‎21, ‏אמיר אורן, "מוסד נגד אמ"ן, דיין נגד דיין", דבר שישי ‎1992 (Орен А. Моссад против АМАН, Даян против Даяна. Давар, 21.08.1992) [Oren A. Mossad protiv AMAN, Dayan protiv Dayana. Davar, 21.08.1992].
‏ריאיון עם אלוף הראבן ‎ ,2000 ‏באוקטובר‎ 4 ,‏אמיר אורן, הארץ ‎(Орен А. Интервью с генералом Харэвеном. Гаарец, 4 октября 2000) [Oren A. Interv'iu s generalom Kharevenom. Haaretz, 4 October 2000].
‏שמואל שגב, הקשר המרוקני: המגעים החשאיים בין ישראל למרוקו, הוצאת מטר, ‎2008 (Шагав Ш. Марокканская связь: тайные контакты между Израилем и Марокко. Тель-Авив: Матар, 2008) [Shagav Sh. Marokkanskaia sviaz': tainye kontakty mezhdu Izrailem i Marokko. Tel'-Aviv: Matar, 2008].
Schulze K. E. Israel’s Covert Diplomacy in Lebanon. L.: MacMillan, 1998.
Ulutas Ufuk. Turkey–Israel: A Fluctuating Alliance // SETA Policy Brief, January 2010, № 42.
Yavuz M. Hakan. Turkish-Israeli Relations Through the Lens of the Turkish Identity Debate // Journal of Palestine Studies. XXVII, № 1 (Autumn 1997), pp. 22–37.